Ё · информационный · методологический · Основная школа · Средняя школа

Проект? Проект!

 

Цель: формирование представлений учащихся о проекте, видах проектов, этапах проектной деятельности.

Контингент: 7-10 классы

Вид:информационный, краткосрочный (2 занятия), методологический

Продукт:брошюра, стенгазета, электронный ресурс о проектной деятельности, видеоролик, комиксы

Актуальность:Данный проект является метапроектом, то есть проектом о том, что такое проект, каковы его основные особенности, этапы, принципы. Но понять это учащимся предлагается не в пассивном формате, а на основании рефлексии собственного субъектного  опыта и анализа опыта своих коллег.

Местоположение проекта:проект может быть реализован во внеурочной деятельности, на семинарах школьного научного общества, на элективных курсах, посвященных основам проектной деятельности, и пр.

Проектное задание: разработать в творческом формате рекомендации для школьников по осуществлению проектной деятельности.

 

1 этап. Проблемный.

Нескольким учащимся заранее предлагается составить анкету, посвященную выявлению субъектного опыта одноклассников в проектной деятельности, испытываемых трудностей, провести анкетирование и обработать результаты.

 

Учитель фронтально выявляет субъектный опыт учащихся в проектной деятельности (при необходимости корректирует его на обучающем этапе):

  • предлагает учащимся сформулировать, что такое проект,
  • какие основные требования предъявляются к учебным проектам,
  • какие виды проектов бывают,
  • как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности,
  • приходилось ли учащимся разрабатывать какой-нибудь проект,
  • как они это делали
  • какие сложности испытывали в проектной работе
  • что хотели бы узнать о проектах.

 

Проблемная ситуация: Проводившие анкетирование учащиеся приводят полученные обобщенные результаты, позволяющие получить более массовую картину сложившихся представлений.

 

Формулируется проектное задание: разработать в творческом формате рекомендации для школьников по осуществлению проектной деятельности.

Для его выполнения учащимся предлагается разбиться на группы, придумать форму рекомендаций, разработать план действий.

 

2 этап. Обучающий.

При необходимости учитель корректирует представления учащихся о проектной работе в процессе выполнения заданий.

1.Обучающимся предлагается на основании распространенных трактовок определить понятие “проект”.

Проект(от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед),

1) Совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

4) Неповторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели и создается проектный продукт.

5) Дайте свое объяснение понятию «проект».

 

  1. Для типологии проектовв случае затруднений учащимся поможет вопрос “Чем могут отличаться проекты друг от друга?”, предлагаются типологические признаки, по которым они могут выделить различные типы проектов:

1) Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2) Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3) Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4) Характер контактов(среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира, сетевой проект).

5) Количество участников проекта.

6) Продолжительность проекта.

 

  1. Этапы работы над проектом

При затруднении учащимся предлагаются карточки с различными этапами, они должны самостоятельно выстроить из них последовательность и дать названия этапам.

Возможное содержание для карточек.

 

I Карточка (Планирование)

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

  1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

  1. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:

— Выделяет наиболее удачные;

— Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;

— Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных  друг с другом подтем;

— Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II Карточка (Аналитический этап)

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

— Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

— Ищет и собирает информацию, учитывая:

  • Собственный опыт;
  • Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.;
  • Сведения, полученные из специальной  литературы, Интернета и т.д.;

— Анализирует и интерпретирует полученные данные.

Последовательность проектной работы:

  1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных  вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

  1. Поиск и сбор информации.

Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

— Личных наблюдений и экспериментирования;

— Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);

— Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

  1. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

III Карточка (обобщение информации)

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся:

— Систематизируют полученные данные;

— Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

— Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и  идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление  конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

IV Карточка (Представление полученных результатов работы (презентация)

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований.

 

В случае минимального субъектного опыта учащихся в проектировании можно предложить к анализу кейс с выступлением или отчетом о выполненном проекте, который поможет учащимся восстановить этапы работы над проектом. 

 

  1. Трудности при проектировании

Возможные трудности

— выбор темы проекта;    

— постановка ведущих и текущих целей и задач;

— поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

— осуществление и аргументация выбора;

— распределение обязанностей в группе;

— самостоятельные действия;

— сравнение полученного с требуемым;

— корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;

— оценка деятельности и результата проектирования;

— описание проектной деятельности.

 

 3 этап. Обобщающий.

Сформировавшимся группам предлагается аргументированно рассказать друг другу или всей аудитории о выбранной форме рекомендаций, плане их составления.

 

4 этап. Деятельностный.

По итогам занятия учащимся предлагается разработать рекомендации для одноклассников по проектной деятельности. Рекомендации могут быть оформлены творчески: в виде комиксов, карикатур, видеороликов, опорных конспектов и т.д.

 

5 этап. Презентация и распространение рекомендаций.

В заключение может быть организована выставка-презентация разработанных рекомендаций. Проведены мастер-классы авторами рекомендаций для своих одноклассников, учащихся других классов или школ.

 

Литература

  • Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
  • Островский С.Л. Как сделать презентацию. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.
  • Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. – М.: Генезис, 2005.
  • Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  • Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, содержание, опыт. Сборник статей / Под общей редакцией Н.Г. Минько – М.: Ценр»Школьная книга», 2006.
  • Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт.-сост. С.Г. Щербакова. Волгоград: Учитель, 2010.
  • Школьная проектная лаборатория / авт.-сост. А.И. Савенкова, Н.В. Кашлева. Волгоград: Учитель, 2010.
  • Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.

 

Добавить комментарий