исследовательский · Основная школа · Средняя школа · Ц

Целесообразность использования заимствованной лексики

ВИЗИТКА ПРОЕКТА


Возрастная группа: данный проект ориентирован на учащихся, принадлежащих к возрастным группам среднего и старшего звена, предположительно 8 – 11 классы.

Актуальность проекта обусловлена повышением интереса учащихся к родной речи, что является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Цель проекта состоит в воспитании у учащихся бережного отношения к русскому языку как явлению культуры, основному средству коммуникации и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Местоположение проекта: проект выполняется на стыке таких дисциплин, как русский язык и социология (соц. опрос).

Вид проекта: исследовательский, групповой (4-5 человек).

Продолжительность работы над проектом: рекомендуемая продолжительность работы над проектом на протяжении изучения темы «Лексика» в курсе русского языка.

Проблемная ситуация: целесообразно ли использование заимствованных слов в русском языке, в том числе в контексте молодежного дискурса?

Проектное задание: исследовать феномен заимствованной лексики в русском языке, определить частотность ее употребления среди молодежи и подобрать русскоязычные эквиваленты заимствованным словам.

Возможный продукт проекта: презентация с основной систематизированной информацией о заимствованной лексике, таблицей её использования и ее русскоязычных эквивалентов.

Источники информации для учащихся.

При выполнении работы над проектом учащимся предлагается к проработке следующая литература:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9.- М.: Просвещение, 2004.
  2. Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка: Ок. 70000 слов. 2-е изд.,- М., 1999.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. С.П. Обнорского.- М.,1990.
  4. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Ефремова Т.Ф. — М: «Русский язык», 2000.

При работе с проектом учащиеся могут работать со всеми видами информационных ресурсов, включая необходимую литературу и интернет-ресурсы:

  1. Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru
  2. Русский язык и культура речи: электронный учебник http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html
  3. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
  4. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
  5. Краткий справочник по темам: фонетика, графика, орфоэпия акцентология, лексикология, лексикография, морфемика, словообразование. http://www.pshelp.ru/lib/applicant/0002.html

Организация проектной деятельности (в приложении).

Оценка результативности. Проектная деятельность учащихся может быть оценена как преподавателем-предметником, так и комиссией, состоящей из нескольких преподавателей. Предполагаются следующие критерии оценки: активность каждого члена исследовательской группы (на основании отчета ответственного за проведение работы); степень овладения учащимися теоретического материала  касающегося исследования (проверяется путем заполнения группой таблички усвоения новых знаний); креативность в оформлении продукта исследования.

Автор: Бойко Е.В.

Скачать все материалы проекта

Добавить комментарий