другое · Основная школа · Э

Эта загадочная лента Мебиуса

ВИЗИТКА ПРОЕКТА


Контингент: 6-8 классы.

Актуальность проекта обусловлена в значительной степени самим стыком гуманитарной и естественно-научной среды, а также расширением кругозора учащихся и совершенствованием их исследовательских навыков.

Цель: получение представления о ленте Мебиуса и о началах топологии, развитие пространственного мышления, формирование умений проводить эксперименты.

Задачи: изучить ленту Мебиуса, выявить ее свойства, провести эксперименты с лентой Мебиуса, описать возможности ее применения.

Предметная область: математика (физика, астрономия, искусство)

Вид проекта: индивидуальный или групповой (3-4 человека), долгосрочный (от 1 месяца)

Возможный продукт: доклад, видеоролик

Проблемная ситуация:

Учащимся предлагается предварительно прочитать рассказ А.Дж.Дейч. “Лист Мебиуса” http://lib.ru/RAZNOE/subway.txt

Или посмотреть по его мотивам фильм:

 

Некоторые считают, что эта загадочная геометрическая фигура — прообраз перевернутой восьмерки-бесконечности, на самом деле это неверно. Этот символ был введен для использования намного раньше, чем была открыта лента Мебиуса. Но сходность смысла этих фигур определенно есть. Мистики называют ленту Мебиуса символом двойственного восприятия единого. Лента Мебиуса словно говорит о взаимопроникновении, взаимосвязанности и бесконечности всего в нашем мире. Недаром, ее часто используют в качестве эмблем и товарных знаков. Например, международный символ переработки выглядит как лента Мебиуса. Лента Мебиуса может быть также своеобразной иллюстрацией некоторых явлений в природе, например, круговорота воды. А несколько сезонов в моде шарф, который называется снуд. Он вяжется по ленте Мебиуса.

 

 

Проектное задание: сконструируйте ленту Мебиуса, исследуйте ее свойства, проведите эксперименты с лентой Мебиуса, изучите области ее применения. Представьте результаты своего исследования в формате видеоролика или подготовьте доклад.

Источники информации для учащихся:

  1. М. Гарднер Математические чудеса и тайны. М: Наука, 1978. С. 43 — 48.
  2. Видеоролик «Разрезание бутылки Клейна» (The Klein Bottle), http://video.yandex.ru/seapch.xml? text
  3. Кордемский Б.А. Топологические опыты своими руками. Квант. 1974, №3, с. 73-75
  4. Леонова О.А. Введение в топологию. Трогаем бесконечность. Мебиус, Клейн и другие топологические парадоксы: http://www.log-in.ru/articles/1360/
  5. Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. М: «Педагогика», 1987. С. 42-43.
  6. Е.С. Смирнова Курс наглядной геометрии. 6 класс. М: Просвещение, 2002. С. 63 — 67.
  7. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Еранжиева Наглядная геометрия. М: Дрофа, 2000. С. 69 — 72.
  8. Энциклопедия для детей «Математика». М: «Аванта+», 2001. С. 111-112.

Организация проектной деятельности (в приложении).

Оценка результативности. Проектная деятельность учащихся может быть оценена как преподавателем-предметником, так и комиссией, состоящей из нескольких преподавателей. Предполагаются следующие критерии оценки: активность каждого члена исследовательской группы (на основании отчета ответственного за проведение работы); степень овладения учащимися теоретического материала  касающегося исследования (проверяется путем заполнения группой таблички усвоения новых знаний); креативность в оформлении продукта исследования.

 

 

Скачать все материалы проекта

 

Добавить комментарий