методологический · Основная школа · Средняя школа · Ь

Устное представление и защита проекта

 

Цель: познакомить учащихся с основными видами представления проектов в устной форме, принципамиподготовки сообщений, формировать коммуникативные умения учащихся.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, методологический

Контингент:8-11 классы

Местоположение:проект может быть реализован во внеурочной деятельности, на семинарах школьного научного общества, на элективных курсах, посвященных основам проектной деятельности, и пр.

Продукт:творчески оформленные рекомендации для устного представления проектов (видео, книга, газета и т.д.)

Проектное задание:разработать рекомендации для устного представления проекта.

 

Занятие по «запуску» проекта

 

Проблемные вопросы для обсуждения

  1. Каким образом могут быть представлены проекты? Приведите примеры.
  2. Какие факторы необходимо учитывать при представлении проектов?

 

Задания в группах (4-5 человек)

От каждой группы подготовьте два мини-доклада. Один из которых, с вашей точки зрения, должен получиться хорошим, а другой — плохим.

  • Продолжительность каждого доклада до 5 минут. Темы докладов произвольные.
  • При составлении докладов выделите аспекты, необходимые для подготовки хорошего доклада, и аспекты, мешающие этому.
  • Сгруппируйте выделенные аспекты. Например, аспекты, касающиеся содержания доклада, структуры выступления, речи выступающего, учета психологических особенностей восприятия и т. д.
  • Выделите этапы подготовки к выступлению с докладом. Сформулируйте цели каждого из выделенных этапов. Подберите средства достижения поставленных целей.
  • Выступите с подготовленными докладами; обсудите аспекты, мешающие и помогающие в подготовке доклада; обсудите этапы подготовки к докладу.

 

После представления группами «хороших» и «плохих» докладов учащиеся под руководством учителя систематизируют выделенные ими аспекты, мешающие и помогающие в подготовке доклада, выделяют этапы подготовки к докладу.

Эти обобщенные аспекты оформляются учащимися в виде рекомендаций устного представления проектов.

По готовности может быть организована выставка-презентация разработанных рекомендаций. Проведены мастер-классы авторами рекомендаций для своих одноклассников, учащихся других классов или школ.

 

Приведем примеры таких возможных рекомендаций.

 

Как справиться с  волнением

  • Заранее продумай все детали, например, что ты можешь предпринять , если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателям и т.п.).
  • Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь себе, что ты – это он, копируй его поведение.
  • Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.
  • Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы они все были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.
  • Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски помогут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).
  • Старайся установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что говоришь.
  • В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!

 

     Защита проекта. О чем рассказать? Пошаговая инструкция

 

  1. Тема ……………………………………………………………………………..
  2. Актуальность темы …………………………………………………………
  3. Цель ………………………………………………………………………….
  4. Участники проекта ………………………………………………………….
  5. Класс …………………………………………………………………………
  6. Этапы выполнения проекта …………………………………………………
  7. Характеристика (вид проекта) ……………………………………………..
  8. Краткое содержание …………………………………………………………
  9. Используемые средства, методы …………………………………………..
  10. Проведенное исследование в рамках проекта ……………………………
  11. Форма представления, презентации ………………………………………
  12. Распределение обязанностей между участниками проекта ……………..
  13. Практическая значимость проекта ………………………………………..
  14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности) ………
  15. Пожелания и предложения участников проекта ………………………….

 

                                           О подготовке презентации  

                             

 Типичные ошибки при подготовке презентации

Ошибка №1: слайдомоменты   ( «бумажный» документ, предназначенный для восприятия в печатной версии  не должен быть перенесен на экран).

Ошибка №2: бессмысленные «украшательства».

Ошибка №3: бессмысленный фон.

Ошибка №4: бессмысленная анимация.

Ошибка №5: отсутствие структурного единообразия и макета.

Ошибка №6: информационная избыточность.

 

«Правила» подготовки презентации

  • Максимизируйте соотношения сигнал/шум.
  • Не забывайте об иллюстрациях.
  • Не бойтесь пустого пространства – «воздуха».
  • Используйте контрастные элементы.
  • Единообразное должно быть единообразным.
  • Связывайте связанное.

 

Список литературы для учащихся

  1. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку : лекция N 7. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление / С. В. Абрамова // Русский язык: изд. дом Первое сентября. — 2006. — N 23. — С. 2-13.
  2. Новикова Л.И. Не только думать словами, но и думать о словах / Л. И. Новикова // Русский язык: изд. дом Первое сентября. — 2005. — № 17. — С. 25.
  3. Мирнова М.Н. Дневник исследователя. – Изд-во пед. института ЮФУ, 2013.
  1. Основы исследовательской деятельности: элективный курс / состав. Т.К. Александрова и др. – СПб: Амфора, 2012. 272 с.
  2. Островский С.Л. Как сделать презентацию. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
  3. Пахомова Н.Ю.Методология учебного проекта. // Учитель №1, 2000.
  4. Савенков А.И. Я — исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.

 

 

Список литературы для учителя

 

  1. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для  учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. – М.: Генезис, 2005.
  4. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  5. Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, содержание, опыт. Сборник статей / Под общей редакцией Н.Г. Минько – М.: «Школьная книга», 2006.
  6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.

 

Добавить комментарий