ВИЗИТКА ПРОЕКТА
Возрастная группа: 7 класс.
Актуальность.
Диффузия — одно из самых значимых явлений в физике. Оно играет чрезвычайно важную роль в живой природе, его широко применяют в технике, в повседневной жизни. Так, например, благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли. Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ с помощью диффузии. Корни растений захватывают необходимые для растения вещества из почвенных вод благодаря диффузионному потоку внутрь корней. На явлении диффузии основаны многие физиологические процессы, происходящие в организме человека: такие как дыхание, всасывание питательных веществ в кишечнике и др. Диффузия находит широкое применение в различных сферах деятельности человека. На этом явлении основана, например, диффузионная сварка металлов, никелирование. Результатом диффузии может быть выравнивание температуры в помещении при проветривании. На явлении диффузии основаны соление овощей, варка варения, получение компотов и многое другое. В общем, диффузия имеет большое значение в природе и жизнедеятельности человека, но, оказывается, что процесс диффузии играет большую роль в загрязнении воздуха, рек, морей и океанов. На протекание диффузных процессов в природе отрицательное влияние оказывает деятельность человека. Большую роль играют диффузионные процессы в снабжении кислородом природных водоемов. Кислород попадает в более глубокие слои воды в водоемах за счет диффузии через их свободную поверхность. Поэтому любое загрязнение поверхности воды, губительно для всего живого в водоеме. Загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу из дымовых труб промышленных и энергетических предприятий, выхлопные газы автомобилей, благодаря диффузии, распространяются на большие расстояния. Воздух и земля ещё загрязняется бытовыми отходами. Загрязняющие вещества попадают в пищу, воздух, воду и наносят огромный вред здоровью человека. Ярким проявлением диффузии, напрямую связанным с экологическими проблемами – это грязный, фактически отравленный выхлопными газами автомобилей, воздух в черте крупных городов, загрязнение отравляющими отходами многочисленных водоёмов, почвы и т.д.
Цель: выяснить, как разного рода загрязнители проникают в те вещества, которые обеспечивают жизнедеятельность растений, животных, человека.
Провести исследование и выяснить как явление диффузии способствует загрязнению воздуха Привести примеры типичных загрязнителей атмосферы, рек и водоемов, полей и лесов. Узнать, какие существуют способы защиты окружающей среды от загрязнения.
Местоположение проекта: реализуется в рамках изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества».
Вид проекта: межпредметный проект, на стыке различных областей. По количеству участников проекта: парный.
Продолжительность работы над проектом: 2 недели.
Проблемная ситуация:
Проектное задание
Организация деятельности учащихся в рамках проекта осуществляется в соответствии с основными этапами:
- знакомство с сутью явления диффузии;
- постановка проблемы для разработки проекта;
- составление плана проведения экспериментов для реализации проекта;
- проведение, фиксация и анализ результатов проведенных исследований
- работа над созданием отчета по работе над проектом, подготовка публичного выступления;
- представление выполненной работы перед одноклассниками.
Возможный продукт проекта:
- Презентация
- Доклад
- Выступление
Источники информации для учащихся:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Диффузия
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/84943/Диффузия
- http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1442.html
Необходимые ресурсы для выполнения проектного задания: компьютер с доступом в интернет.
Организация проектной деятельности (в приложении).
Оценка результативности.
Учащиеся выступают с отчетом о проделанной работе, отвечают на вопросы слушателей. Учитель организует и контролирует ход дискуссии.
После защиты проектов проходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале проекта целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…