Цель: формирование действия планирования как регулятивного универсального учебного действия, формирование представлений о видах и способах планирования.
Вид: информационный, краткосрочный, методологический
Контингент: 8-11 классы
Продукт: рекомендации по планированию
1 этап. Проблемный.
Учитель выявляет субъектный опыт учащихся в планировании: предлагает учащимся сформулировать, что такое план, планировать, что приходилось планировать учащимся, как они это делали.
Затем предлагает научные определения, например, следующее, предложенное А.Г. Асмоловым: планирование состоит в определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата и поиске соответствующих действий, а также установлении последовательности их выполнения.
2 этап. Деятельностный этап строится по следующей методике: сначала учитель знакомит учеников с действиями, составляющими процесс планирования, затем включает их в построение плана для последующего самостоятельного выполнения этого процесса. Эта методика реализуется в следующих типах заданий.
Задание 1: Учитель предлагает одну цель, и, по крайней мере, два готовых плана ее достижения. Среди них существует только один корректный вариант, а остальные – не корректные. Задача учащихся – выбрать корректный вариант плана. Приём используется для формирования у школьников первоначальных представлений о плане решения задачи, т.е. перечне действий.
Задание 2: Учитель предлагает одну цель и, по крайней мере, два готовых плана, каждый из которых может привести к достижению заданной цели. Учащиеся должны выбрать наиболее рациональный план. Этот приём естественен в том смысле, что при решении любой проблемы человек всегда стремится к нахождению самого оптимального (при выполнении требуется наименьшее время и сила) варианта.
Посредством использования двух приведённых приёмов мы хотим сформировать у учащихся следующую установку – план должен быть не только корректным, но и самым оптимальным для каждого ученика.
Задание 3: Заранее составленный учителем план «разрезается» по шагам, а задача учащихся – выстроить эти шаги в нужную последовательность для достижения сформулированной цели. Значение этого приёма состоит в том, чтобы ученики осознали взаимосвязи шагов в плане.
Задание 4: Учитель привлекает учащихся к конструированию плана с помощью ответов на поставленные им вопросы.
Задание 5: Ученики сами планируют свою проектную деятельность, и затем выполняют шаги по данному плану для получения результата. Этот приём предполагает высокий уровень самостоятельности учащихся при выполнении действия планирования.
3 этап. Обобщающий. По итогам блока занятий в качестве задания на дом учащимся предлагается сформулировать рекомендации для одноклассников по планированию своей деятельности. Рекомендации могут быть оформлены творчески: в виде комиксов, карикатур, видеороликов, опорных конспектов и т.д. В заключение может быть организована выставка рекомендаций.
Использованная литература:
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
- Давыдов В.В.Умственное развитие младших школьников процессе обучения // Психолого-педаго- гическое изучение личности школьника. – М., 1977.
- Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младшихшкольников // Вопросы психологии. – 1984. – No2. – С. 49–54.
- Фам Т.З.Т.Обучение действию планирования при решении стереометрических задач // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014, Том 20. С. 38-40.