исследовательский · Основная школа · Ю

Юродство как феномен культуры: петербургские юродивые

ВИЗИТКА ПРОЕКТА


Возрастная группа: учащиеся 7-8 классов.

Актуальность проекта: воспитание интереса у учащихся к религии, в частности к православию и к связанным ним культам и обычаям.

Цель: изучение юродства как феномена православного подвижничества, выявить образ юродивых в литературе и искусстве, исследование подвигов подвижничества петербургских юродивых.

Местоположение проекта. Курс истории или истории и культуры Санкт-Петербурга.

Вид проекта. Исследовательский. Целесообразно выполнять индивидуально или в группах.

Продолжительность работы: предположительно месяц.

Проблемная ситуация: учитель рассказывает обучающимся о юродстве как о выражении православного подвижничества. Приведем тезисы такого сообщения.

В христианской Церкви юродство ради Христа как определенный тип святости возник еще в IV веке. Древний церковный историк Евагрий говорит об этом подвиге как о высшем выражении православного подвижничества. Юродство изначально было характерно только для византийской религиозности. Оно никогда не было распространенным на западе. С XIV века юродство исчезает в Византии и становится исключительно русским явлением. Из сорока юродивых, прославленных всей Православной Церковью, лишь шесть жили в Византии, остальные — на Руси. Сегодня известно более четырехсот юродивых, почитаемых в Русской Православной Церкви. Практически каждый крупный город Русской земли имел своего юродивого. Термин «юродивый» произошел от слова, которое в славянском языке обозначает  «глупый, безумный, простой». В древнерусских памятниках культуры юродивые еще именуются блаженными. Особенность этого служения состояла в том, что юродивые приносили в жертву Богу не только свое имущество и всю свою жизнь, но и высшее дарование Бога человеку — разум. Живя среди общества, юродивые сознательно исключали себя из него. Они терпели упреки в безумии, презрение и поношения. Однако в юродстве нет и тени отвержения мира. Юродивый, прежде всего, низко ценит внешнюю, суетливую сторону жизни, презирает мелочное угождение себе, боится житейских удобств, богатства, но не презирает человека, не отрывает его от жизни.

Юродивый Христа ради все время совершает предосудительные поступки, прикрывая свою святость, «творя похабное». Притворно изображая какую-либо страсть или порок, он наглядно показывает всю гнусность греха. Он не искренен в этом непотребстве, а лишь насмехается над ним. Для тех, кому предназначены такие «отрицательные» уроки, они приносят больше пользы, чем все наставления и проповеди. Юродивый не боится говорить правду и самому царю. И даже более того — царя он обличает и чаще, и суровее, потому что преступления царя и заметнее, и ужаснее по своим последствиям. В XVI веке на Руси обличение царей и сильных мира сделалось неотъемлемой принадлежностью юродства. Этот же век дал и одного из самых почитаемых московских юродивых — святого Василия Блаженного.

Святой Василий вел бродячую жизнь, ходя нагим по Москве и не имея собственного угла. Все его поступки, при кажущемся безумии, имеют скрытый смысл. Не раз Василий обличал Ивана Грозного. По воспоминаниям путешествовавшего по Руси иностранца, «Он сумел упрекнуть царя в жестокости, оставшись при этом живым». Иван боится тронуть блаженного. Василий оказывается в Новгороде во время казней и погрома города в 1570 году. Он зазывает к себе Ивана и угощает его в Великий пост сырым мясом. Иван, увидев мясо, отказался от него, сказав юродивому: «Я христианин и в пост мяса не ем». На что блаженный возразил: «А кровь христианскую пьешь!» Обличенный царь приказывает остановить казни и спешно покидает город.

О широком почитании юродивого Василия Московского говорит посвящение ему храмов сразу после его смерти еще в XVI столетии. Даже знаменитый Покровский собор на Красной площади, в котором был погребен блаженный, народная молва переименовала в собор Василия Блаженного.

Затем учащимся предлагается выбрать темы для дальнейшего изучения феномена юродства или предложить свои темы.

Среди заданных учителем ориентиров могут быть следующие:

  • Образ юродивых в литературе (русские народные сказки, А.С. Пушкин «Борис Годунов», Л.Н. Толстой «Детство»)
  • Образы юродивых в живописи
  • Подвиг подвижничества петербургских юродивых.

Проектное задание: найти материалы о почитаемых юродивых Санкт-Петербурга.

Возможный продукт проекта: реферат, статья, доклад, презентация.

Список литературы.

  1. Образ юродивых в литературе (русские народные сказки, А.С. Пушкин «Борис Годунов», Л.Н. Толстой «Детство»)
  2. Образы юродивых в живописи
  3. Подвиг подвижничества петербургских юродивых.

Источники для учащихся:

  1. Иванов С. А. Византийское юродство между Западом и Востоком. М., 2010.
  2. А.И. Кравченко.. Юродивые // Культура и культурология: Словарь / Сост. И ред. А. И. Кравченко. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  3. Алексий (Кузнецов), иеромонах. Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913.
  4. http://jurodstvo.upelsinka.com/lit.htm

 

Организация проектной деятельности. (в приложении)

Оценка результативности: организация выступления по теме и обсуждения с классом.

 

Скачать все материалы проекта

Добавить комментарий