Цель: познакомить учащихся с основными видами представления проектов в устной форме, принципамиподготовки сообщений, формировать коммуникативные умения учащихся.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, методологический
Контингент:8-11 классы
Местоположение:проект может быть реализован во внеурочной деятельности, на семинарах школьного научного общества, на элективных курсах, посвященных основам проектной деятельности, и пр.
Продукт:творчески оформленные рекомендации для устного представления проектов (видео, книга, газета и т.д.)
Проектное задание:разработать рекомендации для устного представления проекта.
Занятие по «запуску» проекта
Проблемные вопросы для обсуждения
- Каким образом могут быть представлены проекты? Приведите примеры.
- Какие факторы необходимо учитывать при представлении проектов?
Задания в группах (4-5 человек)
От каждой группы подготовьте два мини-доклада. Один из которых, с вашей точки зрения, должен получиться хорошим, а другой — плохим.
- Продолжительность каждого доклада до 5 минут. Темы докладов произвольные.
- При составлении докладов выделите аспекты, необходимые для подготовки хорошего доклада, и аспекты, мешающие этому.
- Сгруппируйте выделенные аспекты. Например, аспекты, касающиеся содержания доклада, структуры выступления, речи выступающего, учета психологических особенностей восприятия и т. д.
- Выделите этапы подготовки к выступлению с докладом. Сформулируйте цели каждого из выделенных этапов. Подберите средства достижения поставленных целей.
- Выступите с подготовленными докладами; обсудите аспекты, мешающие и помогающие в подготовке доклада; обсудите этапы подготовки к докладу.
После представления группами «хороших» и «плохих» докладов учащиеся под руководством учителя систематизируют выделенные ими аспекты, мешающие и помогающие в подготовке доклада, выделяют этапы подготовки к докладу.
Эти обобщенные аспекты оформляются учащимися в виде рекомендаций устного представления проектов.
По готовности может быть организована выставка-презентация разработанных рекомендаций. Проведены мастер-классы авторами рекомендаций для своих одноклассников, учащихся других классов или школ.
Приведем примеры таких возможных рекомендаций.
Как справиться с волнением
- Заранее продумай все детали, например, что ты можешь предпринять , если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателям и т.п.).
- Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь себе, что ты – это он, копируй его поведение.
- Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.
- Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы они все были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.
- Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски помогут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).
- Старайся установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что говоришь.
- В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!
Защита проекта. О чем рассказать? Пошаговая инструкция
- Тема ……………………………………………………………………………..
- Актуальность темы …………………………………………………………
- Цель ………………………………………………………………………….
- Участники проекта ………………………………………………………….
- Класс …………………………………………………………………………
- Этапы выполнения проекта …………………………………………………
- Характеристика (вид проекта) ……………………………………………..
- Краткое содержание …………………………………………………………
- Используемые средства, методы …………………………………………..
- Проведенное исследование в рамках проекта ……………………………
- Форма представления, презентации ………………………………………
- Распределение обязанностей между участниками проекта ……………..
- Практическая значимость проекта ………………………………………..
- Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности) ………
- Пожелания и предложения участников проекта ………………………….
О подготовке презентации
Типичные ошибки при подготовке презентации
Ошибка №1: слайдомоменты ( «бумажный» документ, предназначенный для восприятия в печатной версии не должен быть перенесен на экран).
Ошибка №2: бессмысленные «украшательства».
Ошибка №3: бессмысленный фон.
Ошибка №4: бессмысленная анимация.
Ошибка №5: отсутствие структурного единообразия и макета.
Ошибка №6: информационная избыточность.
«Правила» подготовки презентации
- Максимизируйте соотношения сигнал/шум.
- Не забывайте об иллюстрациях.
- Не бойтесь пустого пространства – «воздуха».
- Используйте контрастные элементы.
- Единообразное должно быть единообразным.
- Связывайте связанное.
Список литературы для учащихся
- Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку : лекция N 7. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление / С. В. Абрамова // Русский язык: изд. дом Первое сентября. — 2006. — N 23. — С. 2-13.
- Новикова Л.И. Не только думать словами, но и думать о словах / Л. И. Новикова // Русский язык: изд. дом Первое сентября. — 2005. — № 17. — С. 25.
- Мирнова М.Н. Дневник исследователя. – Изд-во пед. института ЮФУ, 2013.
- Основы исследовательской деятельности: элективный курс / состав. Т.К. Александрова и др. – СПб: Амфора, 2012. 272 с.
- Островский С.Л. Как сделать презентацию. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
- Пахомова Н.Ю.Методология учебного проекта. // Учитель №1, 2000.
- Савенков А.И. Я — исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
Список литературы для учителя
- Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. – М.: Генезис, 2005.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, содержание, опыт. Сборник статей / Под общей редакцией Н.Г. Минько – М.: «Школьная книга», 2006.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007.