ВИЗИТКА ПРОЕКТА
Этот проект разработан для учащихся основной и старшей школы (5-11 классы).
Актуальность: Самореализация учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых, интересных информационных моделей. Формирование информационно – коммуникационной компетентности обучающихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.
Цель:
- образовательная– научить работать с программами компьютерной графики;
- развивающая– развивать логическое мышление, память, воображение;
- воспитательная– воспитывать любознательность и интерес к предмету, культуру поведения, речь;
- методическая– развивать творческие способности учащихся.
Местоположение проекта: предмет «Информатика и ИКТ».
Вид проекта:
- групповой (по кол-ву участников)
- информационный (по характеру доминирующей деятельности).
Продолжительность работы над проектом: долгосрочный (от 1 месяца).
Проблемная ситуация: В каждом человеке заложена природная любознательность, стремление познавать окружающий его мир. Во всем, что нас окружает, мы часто видим хаос, но на самом деле это не случайность, а идеальная форма, разглядеть которую нам помогают фракталы. Природа — лучший архитектор, идеальный строитель и инженер. Она устроена очень логично, и если где-то мы не видим закономерности, это означает, что ее нужно искать в другом масштабе.
Очень многие органические и неорганические формы в природе формируются аналогично. Облака, морские раковины, «домик» улитки, кора и крона деревьев, кровеносная система и так далее — случайные формы всех этих объектов могут быть описаны фрактальным алгоритмом. Люди все лучше и лучше это понимают, стараясь во многом подражать естественным формам. Инженеры проектируют акустические системы в виде раковины, создают антенны с геометрией снежинок и так далее. Уверены, что фракталы хранят в себе еще немало секретов, и многие из них человеку еще лишь предстоит открыть. Осознание сути фракталов приходит именно тогда, когда начинаешь изучать рисунки и вдумываться в смысл странных узоров-завихрений. Фрактальные рисунки завораживают своими узорами. Они определенно напоминают изображения космических объектов — туманностей, скопления галактик …
Формулировка проектного задания:
Поиск информации по теме «Фракталы в компьютерной графике». Изучение истории фракталов и области их применения. Анализ собранной информации. Выполнение рисунка, доклада, презентации.
Возможный продукт проекта:
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
- представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана карты, презентации, фильма и др.);
- выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);
- содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
- должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Список литературы / источников для учащихся: самостоятельный поиск источников.
Необходимые ресурсы для выполнения проектного задания: компьютеры, локальная и глобальная сеть, проектор, индивидуальные задания.
Организация проектной деятельности:
Ход занятий
Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых, интересных информационных моделей. Метод художественного проектирования помог мне определить новые направления в моей педагогической практике по достижению основных целей преподавания информатики, т.е. по формированию информационно – коммуникационной компетентности обучающихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.
Одна из трактовок термина “художественное проектирование” — “процесс конкретного решения проектной задачи с применением анализа объекта, разработка концепций, вычисления конкретных целей, проведения операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.) разработки проектной документации…”.
Я предлагаю модель обучения наших учащихся художественному проектированию (дизайну), основанному на использовании средств компьютерной графики. Её особенность в том, что она связана с решением конкретных творческих задач, в реальной жизни необходимы не абстрактные знания о работе того или иного программного инструмента, а практические навыки, позволяющие творчески, в максимально короткие строки, справится с конкретной производственной задачей.
Основными этапами художественного проектирования являются: предпроектное исследование, художественно – конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, составление проектно-конструкторской документации, изготовление опытного образца и его испытание. Каждый из этих этапов наряду с традиционной формой представления может быть выполнен с применением компьютера. (Приложение 1)
- Предпроектное исследование.
Данный этап характеризуется сбором и анализом информации, относящейся к разрабатываемому художественному изделию (выявлением требований к нему).
Работа начинается с изучения прототипов изделия, анализа функциональных требований к нему, формируются представления об эстетических требованиях.
Вся собранная информация систематизируется. (Приложение 2)
Результаты лучше представить в виде презентации.
- Художественно-конструкционный поиск.
Содержанием этого этапа проекта является выработка и воплощение первоначальных творческих идей в форме эскизов и макета, а также подготовка текста пояснительной записки к проекту. Разработка графических эскизов позволяет сформировать творческий замысел на основе данных предпроектного исследования и нормативных документов (ГОСТов) и носит уже не исследовательский, а конструктивно — поисковой характер. Вырабатывается ряд конкретных эскизных предложений по конструкции, компоновке декорировки будущего изделия выбираются программные средства и методика работы. Среди наиболее удобных для подготовки эскизов компьютерных программ в первую очередь редакторы WORD, PAINT и т.п.
Редактор векторной графики WORD– одно из самых доступных распространенных программных средств современного художника – проектировщика. С его помощью можно создавать так называемый фирменный стиль, открытки, фрагменты образовательных продуктов, схемы, иллюстрации, верстку и многое другое.
PAINT – простой и доступный редактор растровой графики предназначен для создания изображений, используемых в полиграфии, электронных презентациях, ретушировании фотографий, подготовки плакатов, дизайне сайтов Интернета и др.
- Работа в группах.
Создать рисунок на тему “Фракталы”. Выполнить работу в графическом и текстовом редакторах. Приложение 3. Приложение 4.
- Подведение итогов занятия.
Подводятся итоги выполненных работ.
Выполнение проектов дает возможность реализовать творческие силы учащегося, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую работу, которая не только привлекает необычностью, что само становится стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Таким образом, метод художественного проектирования как одна из технологий личностно-ориентированного образования позволяет достичь основных целей в моей педагогической деятельности: сформировать у личности информационно-коммуникационную компетентность, а также содействовать становлению и развитию человеческой индивидуальности.
Скачать все материалы проекта