ВИЗИТКА ПРОЕКТА
Актуальность. Содержание нравственного воспитания учащихся начальной школы включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В настоящее время общество обратилось к теме семьи и родословной. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного.
Семейная история – это родословная. Все родственников можно занести в «генеалогическую таблицу», или построить «генеалогическое дерево своей семьи».
На данный момент времени не многие учащиеся знают историю своей семьи, свою родословную. В ходе выполнения этого проекта дети узнают историю создания своей семьи, свою родословную.
Цель: лучше узнать родословную своей семьи, собрать и сохранить наиболее ценный материал об истории семьи, воспитание уважения к старшим, развитие нравственности.
Местоположение: окружающий мир, 2 класс.
Вид проекта: социальный, творческо-исследовательский, индивидуальный.
Продолжительность работы над проектом: долгосрочный (от 1 месяца до учебной четверти).
Проблемная ситуация:
На одном из классных часов дети смотрят мультфильм «Мама для мамонтёнка». После чего дети отвечают на вопрос: «Так кто был предком слонов?».
В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамится».
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так, в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. А что знаете вы об истории своей семьи?
Формулировка проектного задания для учащихся: собрать материал об истории своей семьи, составить генеалогическое древо и написать о своих некоторых предках.
Возможный продукт проекта: презентация, видеоролик, рисунок, доклад в виде генеалогического древа, выступление на празднике «Моя семья».
Список литературы/источников для учащихся:
- Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир», АСТ, 2005.
- Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002. № 3.
- Е.Пермяк. Рассказы, «Стрекоза», 2010.
- В.Чаплина. Рассказы, «Мир искателя», 2014.
Необходимые ресурсы: информационные, знания истории своей семьи, фотоальбомы.
Организация проектной деятельности:
- 1 этап. Обучающий.
- Рассмотреть с учащимися родословные известных людей, исторических личностей. Выделить составляющие родословной, принципы построения генеалогического древа, изучить виды родословной (смешанная, восходящая, нисходящая и т.д.), рассмотреть различное оформление генеалогического древа. Обсудить возможные источники получения информации о предках: устные рассказы, архивы, поисковые системы и др.
- 2 этап. Исследовательский.
- Учащиеся самостоятельно, с помощью родителей, учителя исследуют родословную своей семьи. Учитель по необходимости оказывает консультационное сопровождение.
- 3 этап. Обобщающий. Учащиеся оформляют результаты своих исследований.
- 4 этап. Презентационный. В классе устраивается мероприятие, на котором обучающиеся в устной или письменной форме представляют результаты своих изысканий. Это мероприятие может быть проведено в формате выставки, праздника «День семьи», классного часа и т.д.
Оценка результативности: Рефлексия. Понравилась ли вам работа, чтобы вы хотели узнать ещё о истории своей семьи?
Проводится открытое мероприятие для родителей «Моя семья».