ВИЗИТКА ПРОЕКТА
Возрастная группа: 8-10 классы.
Актуальность: нанотехнологии тесно связались с современной жизнью человека.
Цель: расширение представлений о нанотехнологиях и областях их применения.
Местоположение проекта: биология, физика, химия, медицина, военное дело.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность работы над проектом: от 2 недель.
Проблемная ситуация
Область науки и техники, именуемая нанотехнологией, появилась сравнительно недавно. Перспективы этой науки грандиозны. Сама частица «нано» означает одну миллиардную долю какой-либо величины. Например, нанометр — одна миллиардная доля метра. Эти размеры схожи с размерами молекул и атомов. Точное определение нанотехнологий звучит так: нанотехнологии – это технологии, манипулирующие веществом на уровне атомов и молекул (поэтому нанотехнологии называют также молекулярной технологией). Толчком к развитию нанотехнологий послужила научная идея о том, что с точки зрения физики нет никаких препятствий к тому, чтобы создавать вещи прямо из атомов.
Уже сегодня мы можем пользоваться преимуществами и новыми возможностями нанотехнологий в:
- медицине;
- фармакологии;
- экологии;
- информатике, системах информационной безопасности;
- системах связи;
- автомобильной, тракторной и авиационной технике;
- безопасности дорожного движения;
- новых системах навигации.
Далее учитель или учителя различных предметных областей предлагают учащимся разделиться на группы в соответствии с их познавательными интересами и исследовать нанотехнологии в выбранной ими области знаний.
Проектное задание: изучить историю возникновения нанотехнологий, идею нанотехнологий, применение нанотехнологий в различных областях знаний, пофантазировать и предложить еще варианты применения нанотехнологий.
Возможный продукт проекта:
- реферат;
- доклад;
- статья;
- презентация.
Источники информации для учащихся:
- Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. М.: Бином, 2005.
- Чаплыгин А. Нанотехнологии в электронике. М.: Техносфера, 2005.
- http://nano-alife.ru
Необходимые ресурсы для выполнения проектного задания: образцы чешуи щуки, сканер, микроскопы.
Организация проектной деятельности (в приложении).
Основные этапы | Деятельность учащихся на данном этапе | Деятельность учителя на данном этапе | Используемые технологии обучения |
1. Ориенти-ровочный | Ориентирование в тематическом поле, определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта | Консультирование | Проблемно-ориентированное обучение, case-study, технология творческих мастерских |
2. Основной | Разработка, обсуждение возможных вариантов проекта, сбор и изучение информации, распределение обязанностей в групповом проекте | Консультирование | Метод проектов, проблемно-ориентированное обучение |
3. Рефлек-сивный | Анализ результатов выполнения проекта, самооценка качества выполнения проекта, внесение необходимых изменений | Формирование групп рецензентов, «внешних» экспертов | Метод проектов |
4. Обобщаю-щий, презентационный | Подготовка текста и защита проекта.
Экспертиза проектов одноклассников |
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Экспертное заключение. Подведение итогов, анализ выполненной работы |
Дискуссия, семинар, круглый стол |
Оценка результативности. Происходит путем коллективного обсуждения и самооценок. Учитель напоминает критерии, по которым ребята оценивают свою работу и работу других: аргументированность, убедительность, активность, наличие собственного мнения.
Скачать все материалы проекта